Отказ Белоруссии поставлять топливо парализует украинскую армию

Заочная полемика президента Украины Владимира Зеленского и главы Белоруссии Александра Лукашенко продолжается. Заявления белорусского лидера о том, что в случае обострения на Донбассе Белоруссия перестанет поставлять в Незалежную энергоносители, дизельное топливо и нефтепродукты, не остались без ответа. Зеленский сообщил, что тогда под угрозой окажется весь товарооборот между государствами, и неизвестно, какая из стран еще пострадает больше…

Отказ Белоруссии поставлять топливо парализует украинскую армию

На совместной пресс-конференции с президентом Франции Эмманюэлем Макроном Зеленский демонстративно не стал озвучивать имя белорусского президента, уничижительно назвав его «человеком из Белоруссии». Это хорошо показывает уровень личных отношений Зеленского и Лукашенко, который ранее назвал украинского коллегу «безголовым».

По словам Зеленского, товарооборот между Украиной и Белоруссией составляет 6 млрд. долларов, из которых 4,5 — белорусский экспорт на Украину, а 1,5 – украинский в Белоруссию. И Зеленский полагает, что в случае разрыва отношений Белоруссия потеряет больше.

В 2021 г. Белоруссия заняла седьмое место среди торговых партнеров Украины. Основу белорусского экспорта составляют нефтепродукты (больше половины), нефтяные кокс и битум, минеральные удобрения, нефтяные газы, а также грузовые автомобили, трактора, седельные тягачи и электроэнергия. Из Украины в Белоруссию импортируется преимущественно сельскохозяйственная и продовольственная продукция (соевые бобы, соевый шрот, растительный жмых и кукуруза). Кроме того, Украина поставляет белорусам части подвижного состава, медную проволоку и сельскохозяйственные машины.

Товарооборот между странами устойчиво увеличивался на протяжении четырёх лет, вплоть до 2020 г. Причиной ухудшения торговли Беларуси и Украины стали пандемия COVID-19 и позиция украинской стороны после массовых протестов в Белоруссии.

Зеленский оказался заложником ситуации: он сначала недолго пытался занимать сдержанную позицию в отношении соседей, но вскоре поддался  воле западных стран, выступив против действующего белорусского президента. Однако надежды на то, что Лукашенко будет свергнут, не оправдались. Но «из песни слов не выкинешь», и с тех пор отношения между лидерами остаются напряженными.

А ведь еще в 2019 году, когда личная встреча двух президентов была возможна, Лукашенко и Зеленский обсуждали сотрудничество в нефтепереработке и торговле нефтью. Договорились даже о ценах и поставках. Именно тогда и было заключено соглашение о продаже Украине белорусской электроэнергии. Сегодня же эти договорённости оказываются под серьёзной угрозой.

Политолог Андрей Суздальцев поделился с «МК» версией о возможных последствиях потери белорусского импорта для Украины:

«До 70-75% в разные сезоны на украинском рынке топлива достигает доля белорусских нефтепродуктов, полученных чаще всего с Мозырьского НПЗ. Если эти поставки убрать, то без топлива останется вся украинская армия, и ни о какой атаке на Донбасс говорить не придётся. И это будет тяжелый экономический кризис, потому что заменить топливо из Беларуси нечем. Частично Украина завозила нефтепродукты из Литвы, которые раньше шли транзитом через Россию, пока это не запретила российская сторона. Теперь топливо из Мажейкяя всё равно будет поступать на Украину, но через Польшу и дороже. И всё равно это не спасет украинский рынок».

Но от потери украинского рынка пострадает и сама Белоруссия. Кроме того, некоторые экономические убытки в случае прекращения белорусско-украинской торговли может потерпеть и Россия. Многие украинские товары идут через Белоруссию транзитом, чтобы под белорусскими этикетками оказаться на российском рынке. Эксперт также отметил, что белорусские нефтепродукты вырабатываются из российской нефти на белорусско-российском Мозырьском НПЗ.

«Сейчас ситуация вообще уникальная. Против экспортных отраслей белорусской промышленности ввела санкции Литва, Польша и Украина, но они продолжают покупать белорусские санкционные нефтепродукты. Для Беларуси сейчас украинский рынок очень важен, поскольку поставки в европейские страны теперь закрыты из-за санкций. В то время как Мозырьский НПЗ даже выиграл тендеры на прямые поставки в ВСУ (вооруженные силы Украины», — добавил Суздальцев.