Украина: Сложное упрощение регистрации прав на недвижимость

Украина: Сложное упрощение регистрации прав на недвижимостьНачало работы новых правил в области регистрации прав на недвижимость  обернулось полным провалом. Положения  Закона о «Государственной регистрации вещных прав…» оказались настолько непроработанными, что буквально за несколько дней застопорили всю систему.  В нотариальных конторах отказываются регистрировать права на недвижимое имущество, к государственным регистраторам невозможно попасть в виду больших очередей. 

Изначально идеи, которые предполагалось воплотить в новом законопроекте, были очень даже неплохи. Ранее регистрацию прав на недвижимость осуществляло БТИ, а права граждан на земельные участки закрепляло Госземагентство. Как предполагалось, с вступлением в силу нового закона, нотариусы получали право регистрировать дом с земельным участком, что могло значительно сэкономить время и деньги государственных служб. Однако в действительности ситуация только усложнилась. 

Несмотря на то, что нотариусы проходили предварительную подготовку, вникнуть в тонкости новой процедуры смогли далеко не все. Положение вещей усугублял и тот факт, что для регистрации права гражданина на недвижимость, нотариальной службе было необходимо обработать огромный массив информации, поскольку база Государственного реестра была не наполнена. Подобные трудности привели к тому, что граждан отправляли в регистрационную службу.

 

Подобные действия со стороны нотариусов вполне объяснимы. Для внесения соответствующей записи в Госреестр, им необходимо обработать огромное количество информации из реестра ипотек, отягощений и прочих списков. При этом нотариусу, согласно положениям нового закона, на эти действия дается один день, а регистратору – 14. При попытках прояснить ситуацию по телефону, служба «горячей линии» не может дать никаких внятных советов, а предлагает читать закон.

При этом в первых редакциях закона о нотариусах речь не шла вовсе. Процедуру регистрации должны были проводить регистраторы государственной службы Укргосреестра. Однако часть экспертов выразила опасение, что наделение подобными полномочиями способно превратить регистрационную службу в очередное БТИ. Для того. Чтобы избежать подобной ситуации, было решено, что сделки, требующие нотариального удостоверения, и регистрироваться будут нотариусами. А при переводе объекта из нежилого в жилой фонд, разделения или ввода в эксплуатацию впервые, необходимо обращение к государственному регистратору. При этом не раз имели место случаи, когда данные служащие, принимали в работу неполные пакеты документов, чем нарушали установленный порядок регистрации.

В настоящее время нотариусов обязывают регистрировать сделки с недвижимостью. За отказ от проведения процедуры регистрации, Министерство юстиции грозит лишением лицензии. Однако подобное принуждение может обернуться не столько против нотариуса, неверно истолковавшего положения новой процедуры регистрации, сколько против гражданина, на которого эта регистрация распространяется. Гораздо более эффективным будет обращение к  более грамотному нотариусу. 

Стоит отметить и тот факт, что новое оформление уже существующего права собственности не требуется. Внесение информации в Укргосреестр необходимо только в случае возникновения, прекращения либо перехода права собственности.