в первом же поколении «пятёрка» обзавелась заряженной М-версией
Отделение BMW Motorsport GmbH сначала просто предложило доработку моделей 525 и 528 с учетом пожеланий конкретного покупателя, однако в сентябре 1979 года на Франкфуртском автосалоне представили модификацию M535i, которая положила начало «заряженным» седанам пятой серии. Конечно, считать полноценной «эм-пять» эту машину было нельзя, однако «моторспортовских» доработок вполне хватало для того, чтобы эта версия стояла особняком в гамме модификаций.
Во-первых, под капотом поздней Е12 стараниями инженеров BMW Motorsport появилась рядная «шестёрка» М30 объемом 3453 «кубика» – до того момента такой мотор можно было встретить только в моторном отсеке флагманского седана седьмой серии и двухдверной «шестёрки». Благодаря электронному впрыску топлива Bosch L-Jetronic мотор развивал 218 л.с. при 5200 об/мин и внушительные 304 Нм крутящего момента при 4000 об/мин.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ M535I E12 МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ИКОНОЙ BMW? НУ, НАЧНЕМ С ТОГО, ЧТО ОН ИМЕЕТ ОГРОМНУЮ РЕДКОСТЬ — С НЕМЕЦКИХ СБОРОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ СОШЛО ВСЕГО 1410 ЭКЗЕМПЛЯРОВ — И ХОТЯ НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ БЫЛИ ПРОИЗВЕДЕНЫ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ, ПРАВОРУЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ДЛЯ ОСТАЛЬНОГО МИРА БЫЛО ОГРАНИЧЕНО ВСЕГО 450 ЭКЗЕМПЛЯРАМИ. ОДНАКО МАЛОТИРАЖНОСТЬ САМА ПО СЕБЕ НЕ ВСЕГДА ПРИВОДИТ К СТАТУСУ ЭКСКЛЮЗИВНОСТИ; ДОЛЖНО БЫТЬ ЧТО-ТО ЕЩЕ, И У E12 M535I ЭТО ТОЖЕ ЕСТЬ — ЭТО ПРАДЕДУШКА ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ M5 И ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ M, КОТОРЫЙ БЫЛ ЗАДУМАН, СПРОЕКТИРОВАН И ПОЛНОСТЬЮ ПОСТРОЕН BMW MOTORSPORT. ВИШЕНКОЙ НА ТОРТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ФАКТ, ЧТО ОН НА САМОМ ДЕЛЕ ВЫГЛЯДИТ ДОВОЛЬНО КРУТО
Боб Харпер
Drive-my.com
ФАКТ 5
существовали тюнинговые версии Е12 от Alpina и Hartge
Основанное братьями Гербертом и Рольфом Хартге тюнинг-ателье Hartge предлагало для владельцев топовой версии 528i специальный пакет доработок, получивший название «Hartge 535i».
На фото: Alpina B7 Turbo в фирменной ливрее
Разумеется, и здесь не могло обойтись без подвески фирмы Bilstein, название которой многие владельцы «двенашек» затем неизменно произносили с придыханием. Само собой разумеющееся для тюнинговой версии – это передняя и задняя «юбки», стереосистема Pioneer, спортивные сиденья и вентилируемые дисковые тормоза по кругу. Если М535i была, по сути, мелкосерийным изделием с тиражом в 1410 экземпляров, то В7 Turbo – и вовсе штучным изделием: было выпущено 147 штук. В конце 1981 года, то есть уже в то время, когда Е12 на конвейере сменила «пятёрка» Е28, Alpina представила модель B7S Turbo, мотор которой развивал и вовсе запредельные 330 л.с., а максимальная скорость достигала 265 км/ч, до которых не мог разогнаться даже Porsche 911 Turbo! Все шесть десятков выпущенных B7S были доступны в одном-единственном цвете тёмно-синий металлик (Dunkelsaphirblau metallic).
За 9 лет производства в Европе, то есть с 1972 по 1981-й, было выпущено без малого 700 тысяч «пятёрок» первого поколения, однако эту модель производили и в ЮАР, где еще в 1974 году было открыто сборочное производство BMW. В Африке Е12 делали аж до 1984 года, то есть параллельно с моделью второго поколения с индексом Е28. Именно поэтому в южноафриканских «пятёрках» можно найти немало деталей от «младшей сестры» – речь идёт о панели приборов и компонентах передней и задней подвесок. Таким образом, Е12 была не только первой, но и самой «долгоиграющей» «пятёркой», ведь больше десяти лет на конвейере затем не продержалось ни одно поколение автомобилей пятой серии.