Что будет дальше с Nissan в России. Все подробности

Японская компания приняла решение полностью уйти из страны. Что будет с заводом, дилерами и гарантийным обслуживанием, а также все подробности этого исторического решения — в материале Autonews.ru


            Что будет дальше с Nissan в России. Все подробности

Фото: Nissan

Что будет с сотрудниками предприятия

По словам Петра Принева, представителя профсоюза работников российского завода Nissan, заявлений о сокращении штата пока не поступало. «Информации о планируемых сокращениях нет. Сложно сейчас забегать вперед с прогнозами. Думаю, все пройдет достаточно корректно с учетом реальных интересов работников», — прокомментировал Принев.

Число сотрудников завода составляет 2000 человек, с 14 марта, когда предприятие ушло в простой, они получают 2/3 оклада. В официальном сообщении пресс-службы Nissan сказано, что «все работники компании получат гарантии защиты их прав на период 12 месяцев», но даже в случае увольнения ситуация с работой в Ленинградской области выглядит благоприятной, хотя и не идеальной.

«С трудоустройством не должно быть проблем, — рассказывает Принев. — Машиностроение и судостроение ведут постоянный набор, вакансии в городе есть. Правда, размер заработной платы на большинстве открытых вакансий может быть ниже чем сейчас у работников на предприятии».

Насколько сильно это ударит по бизнесу Nissan

Суммарные продажи автомобилей Nissan в России по итогам 2021 года составили 51 338 экземпляров — это соответствует доле рынка в 3,1%. При этом по всему миру за тот же период компания реализовала 3,88 млн машин, то есть на Россию пришлось лишь 1,32% от этого объема. Можно сказать, что в глобальных масштабах наш рынок не имеет значения, а вот расходы на поддержание простаивающего предприятия компании нести ни к чему.


            Что будет дальше с Nissan в России. Все подробности

Фото: Nissan

Пресс-служба Nissan заявляет, что единовременные убытки в связи с уходом из России оцениваются в 100 млрд японских иен, то есть $686 млн или 44 млрд руб. При этом сумма, за которую новые владельцы выкупают активы компании, не разглашается — возможно, речь идет так называемой продаже «за рубль», как и в случае Renault. Однако в Nissan подчеркнули, что сохраняют за собой возможность обратного приобретения активов в течение шести лет.

Впрочем, Макото Утида, президент и главный исполнительный директор компании, говорит только о поддержке сотрудников, не касаясь потенциального будущего. «Я благодарю наших российских коллег от имени компании Nissan за вклад, который они вносили в бизнес на протяжении многих лет. Мы не можем продолжать работать на рынке, но нашли оптимальное решение для поддержки своего персонала», — прокомментировал Утида.

В заключении можно сказать, что «Ниссану» относительно повезло: государственное финансирование обеспечивает предприятие хоть сколько-нибудь стабильным будущим, которое так или иначе предполагает дальнейшую работу и производство автомобилей. Какими бы они ни были. Но не стоит думать, что та же судьба ждет абсолютно каждое предприятие, которое могут в перспективе оставить зарубежные владельцы. Например, известно, что Toyota и Mercedes-Benz ищут покупателей на свои заводы, но об интересе государственных структур к этим активам новостей пока не поступало.

ФГУП «НАМИ», которое получит в собственность завод Nissan, владеет бывшими активами Renault. Французская компания передала свою долю в АвтоВАЗе (68%) госструктурам на тех же условиях, что и Nissan, — с правом выкупа в течение шести лет. Доля в московском заводе ЗАО «Рено Россия» (бывший «Автофрамос») перешла властям Москвы. Предприятие переименовали в «Москвич» и анонсировали выпуск на нем машин одноименной марки.