Эксперты объяснили, какие опасности таит единая платежка ЖКХ

Из года в год власти пытаются сделать систему ЖКХ в России прозрачнее. На этот раз Минстрой предложил внедрить «единые платежные документы с использованием индивидуальных и общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов». Идея заключается в том, чтобы все платежные документы по всей стране выставлялись через государственную информационную систему ЖКХ (ГИС ЖКХ). В ведомстве считают, что это поможет потребителям: станет понятно откуда появилась та или иная сумма. Между тем эксперты сомневаются в необходимости такой модернизации. Хранить столь большой массив данных на одной платформе опасно: от технических сбоев никто не застрахован.

Эксперты объяснили, какие опасности таит единая платежка ЖКХ

Сегодня существует много вариантов, как выставить платежи жильцам. Если управляющая организация не пользуется услугами единого расчетного центра, она сама выставляет по утвержденной форме платежный документ, в котором отображены все оказанные услуги. Есть другой вариант, когда управляющие организации или ресурсники предоставляют информацию в расчетный центр, который объединяет все полученные данные и в виде платежного документа пересылает их потребителям. Сейчас Минстрой предложил объединить все данные на федеральной площадке ГИС ЖКХ.

Конечно, с точки зрения потребителя, это удобнее: чем меньше приходит платежек, тем проще ориентироваться, говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Получили один документ и сразу его оплатили, — продолжает он. — Это наглядно показывает, сколько потребитель должен государству. При формировании единого платежного документа, вполне возможно, что госорганам будет проще администрировать коммунальные платежи и видеть, сколько в целом платится за весь комплекс услуг ЖКХ, и делать из этого определенные выводы».

Эксперт Народного фронта, член Общественного совета федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Павел Склянчук подчеркивает, что квитанции — это не просто счет за свет и тепло, а ценная информация о нуждах граждан об объемах потребления коммунальных ресурсов. Эти данные могут лечь в основу, например, формирования социальных тарифов. Кроме того, в нынешнем виде квитанции написаны для бухгалтерии, а не для людей. Мелкий шрифт, аббревиатуры, и прочая малоинформативные данные.

«Мало того, что люди недовольны суммами, так еще им непонятно, за что платят, — продолжает собеседник «МК». — Сегодня в регионах развивается модель расчетных центров, которые выступают платежными агентами. Но инфраструктура ГИС ЖКХ позволяет аккумулировать платежи и выставлять их в электронном виде в личном кабинете пользователя. Это удобно и должно стать бесплатно. Поэтому Минстрой говоря об единых платежках, продолжает цифровую трансформацию сферы ЖКХ».

По сути дела предложение Минстроя состоит только в том, чтобы сделать ГИС ЖКХ местом общего сбора данных с поставщиков услуг со всей страны, разъясняет директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. Уже на этой площадке будет формироваться квитанция в электронном виде

«С одной стороны, само желание сделать ГИС ЖКХ центром сбора данных — это эдакое стремление к гигантомании. На самом деле проблемы, связанные с платежами очень локальные. Число технически возникает вопрос: почему должна быть одна общероссийская площадка? Это же безумный поток информации. За этими данными каждый месяц в одни и те же даты будут заходить люди со всей страны. Чем больше система, тем больше вероятность сбоев. Между тем, сейчас есть локальные сервисы, к которым уже привыкли местные жители. Вопрос требует серьезного обоснования», — заключает эксперт.