Европа в сырьевом вакууме: спасут ли новые поставки российского газа

Впервые со второй половины ноября прошлого года «Газпром» забронировал дополнительные мощности поставок «голубого топлива» по трубопроводному маршруту «Ямал-Европа», обеспечивающего страны Старого Света третью необходимых континенту объемов сырья. Кроме того, российская монополия почти вдвое увеличила заявки на прокачку углеводородов через территорию Украины. Однако Европа, практически до конца использовавшая прошлогодние запасы топлива, продолжает находиться в сырьевом «вакууме», и пытается заручиться предложениями на закупку сырья в самых экзотических государствах.

Европа в сырьевом вакууме: спасут ли новые поставки российского газа

Фото: gazprom.ru

Выкуп «Газпромом» дополнительных транспортных мощностей трубопровода «Ямал-Европа», на который российская монополия решилась в конце января, не означает, что поставки «голубого топлива», в котором нуждаются страны Старого Света, будут осуществлены. Как сообщает немецкий энергетический оператор Gascade, наша компания оплатила около 1,5 млн кубометров транзита топлива в час, но фактически поставки так и не начались. В ходе дополнительной регулярной сессии бронирования европейских транспортных мощностей, «Газпром» не резервировал мощности международной сырьевой ветки.

«Российская монополия успешно пользуется правилами европейского сырьевого рынка. «Газпром» выкупает транспортные мощности, но не использует трубы для поставок, которые были приостановлены во второй половине декабря 2021 года на фоне рекордного роста биржевых цен на «голубое топливо» в Европе, — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Судебные претензии предъявить в таком случае «Газпрому» невозможно: наша компания выполнила обязательства по долгосрочным контрактам, поэтому не может преследоваться в европейских арбитражах».

Международные импортеры углеводородов прекрасно понимают сложившуюся ситуацию. Страны Старого Света совместно с американскими партнерами приступили к переговорам с крупными азиатскими импортерами газа по поводу перепродажи сжиженного сырья, закупленного ранее биржевыми трейдерами по долговременным фьючерсным контрактам. Таким образом, западные государства собираются подстраховать собственную энергетическую безопасность «в случае вооруженного конфликта на Украине».

Насколько поможет подобная диверсификация углеводородных закупок западным странам, покажет время. Необходимо отметить, что доля российского газа в структуре европейского импорта энергоресурсов превышает 40%. Поставки из Норвегии, Алжира, США и Катара, углеводороды которых также охотно закупают европейские потребители, закрывают чуть более 10% потребностей континента. Фактически, «Газпром» поставляет в Европу почти столько же газа, сколько следующие по объему поставок вместе взятые четыре экспортера.

«Обвинять Россию в снижении поставок «голубого топлива» в страны Евросоюза нет никакого смысла, — полагает глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Отечественные экспортеры выполняют условия соглашений со своими зарубежными партнерами. Если будут заключены долговременные контракты, то «Газпром» со своей стороны будет обеспечивать топливные поставки в завизированных объемах. Однако в виду высоких биржевых цен на энергоресурсы, предоставлять дополнительное сырье на европейский рынок российская монополия не собирается. Конечно, можно снять сиюминутную прибыль, тем не менее, в данной ситуации лучше рассчитывать на «журавля в небе», то есть на долгосрочный экспорт ресурсов, подтвержденный многолетними соглашениями».

Поэтому в нынешней ситуации эксперты не советуют России торопиться с принятием решения об увеличении сырьевого экспорта. «Европейские государства постепенно переходят на «зеленую энергетику» — восстановимые топливные составляющие. Движение в таком направлении можно приветствовать. Но замещение углеводородной сферы геотермальными источниками питания займет не один десяток лет. Европейцы в настоящее время пытаются договориться со странами Азии, закупившими в прошлом году рекордные объемы углеводородных ресурсов. Львиную долю топливных фьючерсов Китай приобретал у российских контрагентов. Теперь бизнесмены Пекина смогут перепродать эти ценные бумаги европейским биржевым трейдерам, — полагает Суверов. — Сделки будут оформлены по всем правилам, однако впоследствии, если топлива не хватит или котировки нефти и газа продолжат бить рекорды, то Запад снова обвинит Россию в своем энергетическом коллапсе».