С 1 января подорожает алкоголь: назван продукт-рекордсмен по росту цены

С 1 января 2023-го в России подорожает спиртное. Минфин принял решение проиндексировать минимальные розничные цены (МРЦ) на алкоголь. Подорожает водка, коньяк, бренди. Наиболее существенно подрастет в цене игристое вино: плюс 70 рублей к текущей минималке в 169 рублей. Рост стоимости проходит под знаком борьбы с контрафактом и нелегальной спиртной продукцией. Власти убеждены, что именно МРЦ может защитить граждан от опасного фальсификата. Но так ли это?

Дискуссии на тему «есть ли польза от МРЦ» ведутся постоянно. На сегодняшний день ситуация такова: в России действует минимальная розничная цена на водку, игристые вина, коньяк и бренди. Введение минимальной цены – мера неоднозначная, но направлена она именно на борьбу с контрафактом.

Если говорить о повышении минимальных цен в наступающем году, то водка подорожает на 20 рублей за бутылку 0,5 литра. Сегодня самая дешевая «беленькая» в легальной рознице стоит 261 рубля, а будет – 281. Вместе с тем порядка 140 рублей (больше 60%) в этой стоимости составляют налоги, которые государство снимает с производителя еще до того, как он произвел эту бутылку: акциз и НДС (которые также вырастут с января будущего года). Также увеличится цена на спирт, расходы на бутылку, на этикетку, на пробку. Стоимость бренди вырастет с 348 до 375 рублей, коньяка — с 480 до 517 рублей.

Ну и своеобразным напитком-лидером, который подорожает сильнее других, станет игристое вино. Его минимальная стоимость с 1 января вырастет на 70 рублей — со 169 до 239 рублей за 0,75 литра. Но этому есть объяснение. По каким-то причинам много лет государство не повышала стоимость минималки. Установили ее в 2005-м. С тех пор она была проиндексирована всего один раз на 4 рубля. Получается, что нынешняя индексация восстановит статус-кво.

Рост минимальной стоимости не коснется маргинальных слоев населения, рассказывал член Гильдии маркетологов, эксперт по маркетингу крепкого алкоголя Руслан Брагин. «Они и так пьют самогон и всякие заменители нормального алкоголя. Им все равно, что пить, лишь бы было. Небольшая доля низкооплачиваемых слоев населения, может быть, будет брать «левые» напитки, которые дешевле», – отмечал он.

С этим мнением согласен и директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его словам, никакого негативного влияния ни на потребителей, ни на алкогольный бизнес рост минимальной розничной стоимости не окажет. А вот в выигрыше окажется только государство.

«Каждый год в России устанавливается новая «минималка» на алкогольные напитки. Между тем, алкоголь – это такой же продукт, как и любой другой. В юридическом смысле он и прописан как пищевой продукт. В 2022-м продовольственная инфляция составила 15-16%. Вместе с тем средние цены на ту же водку выросли на 6%, на тихие и игристые вина на 12%. Получается, что уровень роста цен на легальный алкоголь отстает от уровня продовольственной инфляции», – говорит собеседник «МК».

Вместе с тем понятно, что любой, даже незначительный рост цен неприятен для потребителей. Но эксперт привел интересные данные: по его словам, примерно 10 лет назад население России разделилось на две социальные группы. Одна, а это примерно 80-85 млн взрослых граждан, приобретает легальную продукцию в легальных магазинах, которую производят легальные заводы. Вторая группа, около 20 млн граждан с очень низким уровнем жизни, с зарплатами до 20 тыс. рублей в месяц, которые никогда не покупают легальный алкоголь, а берут напитки в нелегальных торговых точках по цене в два раза ниже, чем легальные.

«Эта продукция и эти люди не пересекаются на легальном рынке, – продолжает Дробиз. – Более того, всю контрафактную продукцию потребители с низкими доходами покупают абсолютно осознанно. Их никто не обманывает. Каждый, кто заказывает алкоголь в интернете или покупает его в нелегальной точке знает, что это за товар. Из этих потребителей не надо делать жертв бизнеса. Они жертвы государства или коммерческих компаний, в том смысле, что у них низкие зарплаты», – считает эксперт.

Между тем, после роста минимальных розничных цен подорожают и напитки других ценовых категорий. Но, согласитесь: даже если бутылка коньяка за тысячу рублей подорожает на 50 рублей, это не станет проблемой для тех, кто может себе позволить такой напиток.