Современные сказки

Самое большое, что жанр сказки может себе «позволить» — это указание на лучший ход действий в данной жизненной ситуации. В этом смысле противоположность сказке — басня. В сказке никто не учит ребенка «жить хорошо». События истории сказок следуют друг за другом естественно и логично. Современные сказки можно найти тут.

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинства сказок таковы:

• Отсутствие дидактики и нравоучений в сказках.
• Неуверенность в местонахождении главного героя.
• Языковые образы. Хорошо мудрости. Метафорический язык.
• Победа добра. Психологическая безопасность.
• Наличие тайны и магии.
Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
«В определённом царстве, в определённом государстве»… Нам кажется, что нам дают понять, что такая история могла произойти где угодно: возможно, далеко от земли, а возможно, совсем близко. Это будет зависеть от того, насколько близко вы хотите приблизиться к сказке.
Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, которые происходят в сказке. Ребенку сложно перевестись в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям проще перебраться в дальние страны, чем, например, в город Брянск.
Главный герой сказки — собирательный образ. Имена главных героев повторяются от сказки к сказке: Иванушка, Алёнушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку отождествлять себя с главным героем. В сказочных историях зашифрованы ситуации и проблемы, которые испытывает каждый человек в своей жизни. Выбор жизни, любовь, ответственность, взаимопомощь, превосходящая себя, борьба со злом — все это «закодировано» в образах сказки.
Например, часто в сказках главный герой оказывается на распутье. Как правило, предлагается три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого — что выбирать из одежды, до жизненно важного — как жить. На примере судьбы сказочных героев ребенок может соотнести последствия выбора человеком жизни.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и значений. Ребенок, читая сказку, бессознательно получает тот смысл, который наиболее актуален для него на данный момент. Со временем человек меняется, и одну и ту же сказку они могут понять по-разному… Часто дети просят родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Наверное, эта сказка наиболее близко соответствует восприятию ребенком мира на данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря универсальности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разное время жизни решать насущные для него проблемы.