Подробно о том, что такое Объём рынка

Практически на каждом бизнес-тренинге говорят о том, как важно просчитывать объем рынка https://www.politnavigator.net/kak-ocenit-obyom-rynka-za-10-minut-istochniki-dannyh.html. Когда вы понимаете, сколько потенциальных покупателей в вашей нише, что и где они покупают, тогда знаете, сколько продукта и где сможете его реализовать.

Важно разделять понятия:

  • Емкость рынка – максимально возможный объем продаж за определенный период. Это абстрактный показатель. Например, в городе Вишенки живет 1 тыс. женщин, каждая из которых делает маникюр два раза в месяц. Емкость рынка за месяц составит: 1 000 х 2 = 2 000 услуг. Если нужно выразить показатель в деньгах, то результат умножаем на стоимость услуги (допустим, 500 грн): 2 000 х 500 = 1 000 000 грн.
  • Объем (размер) рынка – реальные продажи товаров или услуг на определенной территории за определенный период времени. Это уже практический показатель. Он нужен, чтобы понимать, какое место занимает компания среди конкурентов, как меняется сам рынок и пр. Возвращаемся к примеру. Некоторые женщины ездят на маникюр в соседний городок. Другие делают его дома самостоятельно. Кто-то приходит в салон в Вишенках, но не два, а раз в месяц. Следовательно, объем рынка будет меньше рассчитанной емкости. Впрочем, это не значит, что он всегда будет таким. В Вишенки могут приезжать посетительницы из соседних сел, где салона нет или он там дороже, хуже и т.п.

Чаще всего объем рынка выражается в деньгах. Единицы товара считают, когда важен именно производственный аспект.

Зачем знать объем рынка

Для того, чтобы трезво оценивать его состояние, поскольку от этого зависит, сможет ли ваша компания получать прибыль.

Рассчитывать показатель нужно не только перед стартом бизнеса. Делайте это ежеквартально или ежегодно и детализируйте его по подкатегориям товара, услуги. Такие данные позволят планировать, сколько товара нужно производить, чтобы продать его полностью. А еще – понимать, какое место среди конкурентов он занимает.

Посмотрите, сколько денег потратили потребители на товар. Затем сравните, какой сегмент этой аудитории целевой для вашей компании. Так вы точно спрогнозируете ожидаемую прибыль. Если объем рынка изменился несущественно, а по факту вы продали значительно меньше своего продукта, скорее всего, вы уступаете конкурентам.

Объем по покупками, продажами и производству

Существует 3 метода расчета объема рынка:

  • по объему потребления: сколько единиц продукта/услуги потенциально приобретут клиенты за определенный период. Это выглядит таким образом: количество реальных покупателей умножают на норму потребления товара (например, за месяц человек покупает 5 л молока). Если нужно выразить показатель в деньгах, то еще умножают на стоимость единицы товара;
  • по объему продаж: сколько на вашем рынке продали товаров/услуг. Конечно, здесь надо иметь внутреннюю информацию;
  • по статистике производства (структурный метод): сколько произведено и импортировано товара в ваш регион за определенный период.